К основному контенту

Моя борьба с автомобильными выхлопами в приточной вентиляции с помощью канального VOC-датчика качества воздуха


Напомню, что у меня канальный VOC-датчик Siemens QPM1100 работает в связке с Siemens Logo 8 в приточной вентиляционной установке уровня очистки HEPA 14 с целью минимизировать поступление автомобильных выхлопов внутрь помещения. Расстояние от воздухозаборной решетки до внутридомового проезда 5 метров, этаж цокольный. К датчику я подключил мультиметр и записывал показания при изменениях запахов в помещении. 

После подключения датчика к логическому модулю, стало возможным вести непрерывный лог показаний датчика.

Суточную выборку взял такую, с интервалом логирования 30 секунд. Как видно, за сутки уровень ЛОВ не вернулся на прежний, это делает невозможным корректную привязку к абсолютным значениям VOC-датчика для моих целей, так как выхлопов ночью вроде как нет, а фоновый уровень высокий!

1.
Суточный лог VOC-датчика Siemens QPM1100

Многообещающий пик примерно посередине графика начался в точке 1327 со значением 369, вершина его в точке 1365 со значением 407, закончился в точке 1418 со значением 369. Его дельта в максимуме составила 407 - 369 = 38 тысячных частей, а длительность (1418 - 1327) / 2 = 46 минут! То есть всплеск совсем не кратковременный и не резкий, если рассуждать с позиции 1 минуты реакции датчика.

2.
Пик показаний ЛОВ-датчика при другом масштабе по оси X

Сличение логов с моими записями вообще не показывает никакой корреляции.

3.
Сопоставление заметок с показаниями датчика VOC Siemens QPM1100

Осталась последняя надежда - получить сигнатуру автомобильного смрада, чтобы заюзать датчик с толком независимо от уровня VOC-фона.

Ниже график ежепятисекундных значений VOC-датчика Siemens QPM1100 за двое суток по этой выборке.

4.
Показания VOC-датчика за 2 суток с интервалом логирования 5 секунд

Видно, что фон в первые сутки был выше 400 ppt, а во вторые сутки - ниже. В чем причина - неизвестно. И если привязать вентиляцию к абсолютным значениям, как я и сделал до этого, то сидеть мне первые сутки без вентиляции. Да и вторые тоже, так как основные цифры для программы я получил еще с мультиметром при меньшем фоне.

Из моих 5 заметок данные из лога скореллировали только с 1-й: 2020-08-21 07:32 я проснулся от автомобильной вони. Предполагаемый диапазон отобразил графиком ниже.

5.
Скачок показаний VOC-датчика, предположительно вызванный автосмрадом

Также наконец-то увидел что-то похожее на всплески показаний, которые Семён (Сименс) обещал при задании быстрого гистерезиса.

6.
Скачок показаний канального ЛОВ-датчика Сименс QPM1100

Причем увидел и провал значения.

7.
Провал показаний канального ЛОВ-датчика Сименс QPM1100

Если рост значения можно объяснить проходом рядом с воздухозаборным отверстием курящего или надушенного человека, то падение объяснить "освежающим" человеком нельзя. Поэтому такие скачки считаю ошибкой работы датчика, которые нужно учесть при разработке своего алгоритма.


Дополнение.

Проанализировал данные и полностью изменил алгоритм. Теперь скорости задаются вручную, а при скачке показаний канального VOC-датчика вентиляция отключается на 10 минут. Затем на 1 минуту включается тест на минимальной скорости, и если скачка показаний нет, то вентилятор переключается на ранее заданную скорость.

8.
Отображение параметров на дисплее Logo 8


Дополнение 2.

Утром в 7:50 почувствовал отчетливый запах выхлопов от очередного автомудака, паркующегося под домом, стал считать, через 5 секунд вентиляция отключилась. Попозже гляну на это событие в логе.

В 14:36 на звук двигателя застал подобное событие вживую. На фото вентиляция уже отключилась, fumes occurences снизилось. Кстати, самый страшный транспорт - это "Газель". Когда "Газель" просто проезжает (причем речь о двух разных экземлярах со двора), датчик "зашкаливает")))

9.
Обработка значений VOC-датчика как сигнализатора автомобильных выхлопов

Приложил лог Siemens Logo 8 с этими событиями. Отмечу, что на табачный дым датчик не срабатывает, во всяком случае заметно - в помещении отчетливый запах от курящего на улице, но вентиляция не отключается. Также при существующем алгоритме бывают ложные отключения (когда выхлопов нет).

Дополнение 3. 

Нашел ошибку в своем способе обойти пики и провалы (смотреть картинки 6 и 7), поправил, частота ложных срабатываний заметно снизилась.


Автор: profeMaster

Комментарии